Основание Новороссийского укрепления |
Адрианопольский мирный договор, заключённый 2 сентября 1829г. между Россией и Турцией, по которому восточное побережье Чёрного моря от устья реки Кубань, севернее Анапы, до поста Святого Николая, южнее Поти, закрепилось за Россией, не установил мира в этом районе. Горские племена начали «священную войну» против «неверных», продолжавшуюся до середины 19 века, на борьбу с Россией их подстрекала Турция и стоящая за её спиной Великобритания, английские агенты вели среди горцев антирусскую пропаганду. Всё это заставило русское правительство установить охрану побережья: ввести крейсерство боевых кораблей вдоль Кавказского побережья Чёрного моря, создать Черноморскую береговую линию, состоящую из ряда небольших укреплений. После смерти командующего войсками Черноморской береговой линии генерал- лейтенанта А.А. Вельяминова царское правительство на его пост назначило генерал-майора Николая Николаевича Раевского-младшего, сына героя отечественной войны 1812 года генерала от кавалерии Н.Н. Раевского (старшего). Н.Н Раевский-младший родился в 1801 году. В 1812 году за отличие в боях с французами он был произведён в прапорщики, принимал участие в походах за границей в 1813 и 1814 годах. 13-летний воин награждён орденом святого Владимира IV степени. Н.Н. Раевский был близко знаком с А.С. Пушкиным. Две его сестры были замужем за декабристами С.Г. Волконским и М.Ф. Орловым. Н.Н. Раевский был обвинён в связях с декабристами, сосланными на Кавказ, и его отстранили от командования полком, лишь в 1837 году его назначают начальником первого отделения Черноморской береговой линии. Свою деятельность на берегу Чёрного моря Н.Н. Раевский начал со строительства Вельяминовского укрепления в устье реки Туапсе, затем Тенгинского в устье реки Шапсухо. Летом 1838 года, получив очередной чин - генерал-лейтенанта, он на пароходе «Язон» предпринял инспекторскую поездку по всем укреплениям береговой линии от Сочи до Анапы, осмотрел форт в Кабардинке и всю Цемесскую бухту. После этого он сделал донесение царю о необходимости строительства укрепления в устье реки Цемес. В ответ на него высочайшее согласие было получено в начале сентября. Главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева, герой Наваринского сражения 1827 года, вице-адмирал М.П. Лазарев держал свой флаг на линейном корабле «Силистрия», которым командовал его ученик капитан 1-го ранга П.С. Нахимов, будущий герой Синопского сражения и обороны Севастополя. На борт корабля поднялся генерал-лейтенант Н.Н. Раевский со своим штабом, в состав которого штаб-офицером по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря входил контр-адмирал Л.М. Серебряков, будущий строитель Новороссийска. 12(24) сентября 1838 года в Цемесскую бухту вошла эскадра Черноморского флота. Десантом, высаженным с кораблей, был заложен форт, положивший начало будущего города. Уже при его основании командир Черноморского флота вице- адмирал М.П. Лазарев считал, что занятие устья реки Цемес весьма важно для крейсирующих здесь военных судов Черноморского флота по закрытому положению Суджукской бухты, где целые эскадры могут иметь всегда хорошее убежище, начальник Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н. Раевский (младший), командир десанта, полагал что «городу и порту у устья реки Цемес принадлежит большое развитие». Тяжелой была жизнь первых новороссийцев, солдат и офицеров гарнизона укрепления, отсутствовали какие-либо условия для жизни. Ни жилья, ни полей, ни огородов, всё нужно было строить и создавать самим, перебои с подвозом питания, непривычный климат, вызывавший малярию и другие болезни, сложные отношения с горцами. Название новому черноморскому укреплению, устроенному в Суджукской бухте при устье реки Цемес официально было дано в начале 1839 года. 14 января 1839г. появился приказ военного министра, в котором сказано, что устроенному укреплению с Суджукской бухте при устье реки Цемес присвоить наименование – «Укрепление Новороссийск». Хочется отметить, что есть разночтения в названии бухты: у одних она называлась Суджукскою, у других – Цемесскою. Первым обратил внимание на несоответствие названия бухты окружающей местности генерал Н.Н. Раевский. В своём рапорте на имя главного командира Черноморского флота и портов вице- адмирала М.П. Лазарева №2 от 8 марта 1839 года, он писал: «…Бухта, на которой воздвигается Новороссийское укрепление, называется всеми жителями Кавказа Цемесскою, от имени долины, лежащёй при внутренней ея оконечности. Турки при входе в бухту некогда построили незначительный форт, под названием Суджук-Кале… От сего бесполезного и уже разваленного форта делается иногда название всей бухты Суджукская. Для согласия названий на морских и сухопутных картах покорнейше прошу Ваше превосходительство испросить Высшее начальство, как её следует наименно звать». Лазареву мысли Раевского в рапорте понравились и он накладывает резолюцию : «В штаб для представления и Главному морскому штабу. Просить дозволения взамен на картах называть бухту до сих пор Суджукскую бухтой Цемесскою, как первое её название…» Через месяц 13 апреля в ответ Лазареву в Николаев (где размещался его штаб) из Петербурга из морского ведомства направленно письмо, в котором на будущее именовать Суджукскую бухту на картах не иначе как Новороссийскою или Цемесскою. Демократические взгляды начальника Черноморской береговой линии, основателя Сухумского ботанического сада, вызывали насмешки и неприязнь его начальников фон Граббе и Паскевича, крайних монархистов по убеждению, не признававших иных способов завоевания Кавказа, кроме военного насилия. Генерал-лейтенант Н.Н Раевский в 1841 году ушёл в отставку, не увидев Новороссийска городом, о строительстве которого он мечтал. Но его дело не пропало, оно оказалось в надёжных руках контр-адмирала Л.М. Серебрякова доказавшего правоту слов Н.Н. Раевского о том, что Новороссийской бухте природой определено быть портом Кавказской области и Черномории, а дорогам по Цемесу и Бакану – внутренним сообщением для торговли. В начале 1839 года царь своим указом разделил Черноморскую береговую линию на две части: первое отделение – от устья Кубани до форта Александрия (Сочи), второе отделение от Сочи до границы с Турцией. 19 апреля начальником первого отделения Черноморской береговой линии, укрепления Новороссийск и устраиваемого там порта по представлению Н.Н. Раевского был назначен контр-адмирал Лазарь Маркович Серебряков. Главный строитель Новороссийска Л.М. Серебряков (Казар Маркосович Арцатагорцян) родился в 1792 году в крымском селе Карасубазар (Белогорск) в армянской дворянской семье. С восемнадцати лет он служил на флоте, плавал на кораблях Чёрного и Азовского морей: гардемарин, мичман, лейтенант. В 1828 году за участие во взятии Анапы произведён в капитан-лейтенанты, привлекался к военно-дипломатической деятельности в Турции и Египте. В 1834-1836 годах в чине капитана второго ранга командовал линейным кораблём Балтийского флота «Полтава». В 1837 году Л.М. Серебряков направляется в распоряжение А.А. Вельяминова. В том же году ему было присвоено звание капитана 1-го ранга, а через год – контр-адмирала. Энергичный, деятельный, Л.М. Серебряков не только организует морские перевозки грузов, и десантных войск, но и сам участвует в десантах, строительстве новых укреплений. Его дороги не только в море. За первые три месяца службы на Кавказе он верхом проделал более 6 тысяч вёрст в условиях весенней распутицы. Л.М. Серебряков хорошо знал турецкий и горские языки, местные обычаи. Это помогло ему наладить контакты со старейшинами окружающих племён. Из этих источников он был осведомлён о настроениях горцев, о происках турецких и английских агентов. Это помогало ему своевременно принимать решительные меры против турецкой контрабанды и издавна процветавшей здесь работорговли. Через шесть дней после царского приказа начальник первого отделения Черноморской береговой лини контр-адмирал Л.М. Серебряков прибыл к месту новой службы в Новороссийск. Первую годовщину своего существования Новороссийск встретил не как город и порт, а как обыкновенный военный лагерь, население которого состояло из батальона солдат и незначительного числа мастеровых людей, присланных царским правительством для строительных работ. Город не мог возникнуть сам по себе, без трудового народа. Это понимали даже самые отсталые царские чиновники, и поэтому правительство объявило добровольный набор переселенцев, прельщая их освобождением от всех государственных налогов. Более того, кабинет министров постановил ограждать добровольных переселенцев на Кавказ от сыскной жандармерии на тот случай, если среди них появятся беглецы из Сибири. Жизнь первый горожан была очень трудной. Они страдали от непривычного климата, от частых перебоев с подвозом питания; болезни косили людей. Для борьбы со значительной смертностью в Новороссийске в 1842 году был открыт военный госпиталь второго класса. В городе появились многочисленные лавки, которые на месте лагеря первого десанта образовали Торговую площадь. Стремясь благоустроить город, повысить уровень его культуры, в 1840 году адмирал Л.М.Серебряков обратился к своим офицерам со специальным воззванием об учреждении в Новороссийске общественной библиотеки. Для дальнейшего развития экономической жизни города требовался выход на международный рынок. По настоянию Л.М. Серебрякова 30 июля 1845 года до особого разрешения этого вопроса был открыт Новороссийский торговый порт и установлены временные таможенные порядки. Иностранные купцы, главным образом из Турции, стали частыми гостями в новом порту России. Очевидная выгодность предприятия послужила основой для правительственного приказа об окончательном учреждении порта в 1846 году. В 1848 году на Торговой площади появилось самое большое здание – адмиралтейство. Оно представляло собой одноэтажный каменный прямоугольник с единственным выходом к морю, к Каботажной пристани. Теперь, входя на рейд Новороссийска, моряки уже видели новосозданный город, удивлялись его обширности, любовались многими зданиями. |